+7 (981) 464-39-39

Как помочь ребенку в подготовке к экзаменам

Любое испытание, в том числе и сдача экзаменов,- ситуация экстремальная, которая сопровождается тревожным (напряженным) состоянием человека, что приводит к переутомлению. Как помочь ребенку подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, если он(а) «занят(а) всем, кроме учебы»? Совет нашего специалиста.

Не читайте ежедневные нотации, выражая постоянное недовольство и усталость, эффект от такого общения может быть обратно пропорциональным чем вы ожидаете. Ребенку сейчас намного тяжелей, даже если он демонстрирует полное равнодушие к предстоящим экзаменам. Такое поведение (бравада) свойственно подростковому возрасту — это тревожный защитный механизм, который может выльется в реакцию психоэмоционального срыва или полную отстраненность (замкнутость).

Самый простой и действенный способ — это предложить ему (ей) честный разговор (не монолог, а диалог), в котором вы дадите возможность ребенку объяснить (высказаться), что он(а) ожидает от вас в этом процессе (и ожидает ли вообще), чем вы можете быть ему (ей) полезны. В свою очередь, у вас будет возможность в корректной форме озвучить свои переживания.

Разговор может быть не самым приятным для вас, постарайтесь быть максимально внимательными и доброжелательными к аргументам (претензиям) своего ребенка. Задавайте вопросы: «Почему ты так решил(а)? Какая ситуация натолкнула тебя на такие выводы?».

Старайтесь избегать словосочетаний: «ты не прав(а)», «я не согласен (не согласна)» и т.п. Используйте фразы: «я понимаю, что ты сейчас чувствуешь», «ты говоришь о том, что я тоже испытывал(а)» и т.п. Признавайте свои ошибки и, если это возможно, объясняйте почему так произошло. Например: «мое поведение (реакция) в той ситуации говорит о том, что я так же как ты волнуюсь и не всегда знаю, как реагировать, чтобы «достучаться» до тебя, я не хотел(а) тебя обидеть».

После беседы предложите найти общее решение для выхода из сложившейся ситуации.

Для снижения тревожности помогите своему ребенку организовать правильный режим дня, научите его (ее) распределять продуктивно свое время, где будет место для школы, дополнительной подготовки к экзаменам и полноценному отдыху.

Попросите завести (подарите) ему (ей) ежедневник, где он(а) будет записывать план действий на текущий день. Объясните, что каждый день корректируется и зависит от выполненных и невыполненных предыдущих заданий. Составляя план на каждый день, ребенок должен четко определять, что именно сегодня надо усвоить, не «просто позанимаюсь», а «какие именно разделы и темы мне надо изучить».

Необходимо и общее еженедельное расписание, в котором будет указано время и количество уроков в школе, возможные занятия с репетиторами и время посещения секций. Повесьте его на видном месте, в комнате ребенка или на холодильнике, аргументируя тем, что это нужно и вам, чтобы не отвлекать его (ее) постоянными вопросами.

Конечно, ребенок не сразу ежедневно будет составлять план, наберитесь терпения. Как один из вариантов, предложите ему контролировать ваше расписание дня (придется подарить себе еженедельник, если у вас его нет), а вы в конце недели будете интересоваться его (ее) результатами. Это позволит вам ближе узнать свое чадо, помочь ему (ей) в подготовке к экзаменам, наладить с ним (с ней) общение и улучшить собственную самоорганизацию дня.